Неприкосновенность депутата государственной думы

Многие народные избранники пользуются своей депутатской неприкосновенностью. Ведь без согласия того представительного органа, в котором осуществляет государственную деятельность должностное лицо, его не смогут привлечь к ответственности за осуществление противоправных деяний.

Тем не менее, вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается соответствующей палатой Федерального собрания в установленные законом сроки. Если ответ ГД будет отрицательным, то это исключает возможность осуществления производства по уголовному или административному делу.

Важно

Многие служители народа не так давно стали говорить о том, что понятие неприкосновенности депутатов никак не связано с их профессиональной деятельностью. Так вот, здесь последние сильно заблуждаются. Кроме того, в феврале 1996 года Конституционный суд указал на то, что депутатская неприкосновенность служит гарантией статуса депутата. А нормы закона, которые гласят об обратном, не соответствуют Конституции. Таким образом, невозможно отделить неприкосновенность депутата от его профессиональной деятельности.

Ни в одном из нормативных актов, которыми регулируется использование депутатами различных уровней власти права на неприкосновенность, не содержится информации о том, что именно следует подразумевать под неприкосновенностью.

Таким образом, понятия депутатской неприкосновенности, с юридической точки зрения, в действующих нормах права не содержится. Однако на основании правоприменительной практики можно сделать вывод, что под депутатской неприкосновенностью следует понимать невозможность привлечения депутата Государственной думы или члена Совета Федерации к административной или уголовной ответственности, а также к гражданской ответственности без получения на то согласия того органа, где он был выбран.

Как часто у Вас есть необходимость обращаться к юристам/нотариусам?
По мере необходимости.
41.86%
Постоянно, в том числе и по работе.
26.74%
Консультируюсь онлайн через интернет, так проще и удобней.
31.4%
Проголосовало: 86

💡 Правовые нормы

Для того чтобы депутаты разных уровней могли полноценно исполнять свои обязанности, которые на них были возложены на основании положений действующих норм законодательства, им даются определенные права. Одним из таких прав, которое закреплено в Конституции Российской Федерации, является право на неприкосновенность.

Читайте также:  Помощь адвоката по административным делам

Согласно поправке предложенной в Конституцию РФ Павлом Крашенниковым , депутатом Государственной думы в лице Андрея Макарова , а также членами Совета Федерации Андреем Клишасом и Николаем Фёдоровым бывшие президенты Российской Федерации могут быть лишены статуса неприкосновенности после проведения специальных процедур. Стоит отметить, что на данный момент в документе Конституции РФ указано, что экс-главы государства обладают особым правовым статусом на пожизненный срок.

Стоит отметить, что обладателями особого правового статуса на территории Российской Федерации являются иностранные дипломаты, люди, работающие в Федеральной службе безопасности (ФСБ) , а также в Федеральной службе охраны (ФСО) . Статусом неприкосновенности обладают люди находящиеся на должностях прокурор и следователь. Также особый статус имеют кандидаты на пост президента Российской Федерации .

Как будут бывших президентов лишать неприкосновенности по Конституции РФ

Неприкосновенность запрещает производить задержание, арест или обыск данных лиц. Для того чтобы провести данный процедуры, необходимо сначала решить вопрос того, что особый правовой статус был снят. Задержание данных лиц позволено только в том случае, если они были пойманы на месте совершения преступления.

Кроме того, согласно законопроекту, усложняется процедура лишения неприкосновенности. Это может произойти по решению Совета Федерации только на основании выдвинутого Госдумой обвинения в госизмене или в совершении другого тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного и Конституционного судов. При этом судьи и Верховного, и Конституционного судов назначаются по представлению президента. Если Совфед не рассмотрит обвинения Госдумы за три месяца, попытка будет считаться отклоненной и процедуру нужно начинать заново.

Что тогда меняется?

«Власть переживает, что когда-то она перестанет быть властью и когда-то новая власть захочет провести ревизию всего того, что было сделано, в частности бывшими президентами. Поэтому лучше, по их мнению, перестраховаться. Как ни странно, они верят, что эти законы будут работать при любом раскладе и новая власть будет руководствоваться старыми законами», — говорит политолог Константин Калачев. Его удивляет, что «люди, которые исходят из политической целесообразности, почему-то верят в верховенство права по отношению к будущему, а также в то, что эти законы не будут пересмотрены.

Читайте также:  На каком основании региональный оператор взыскивает долги по капремонту

Зачем бывшим президентам пожизненная неприкосновенность?

В Госдуму внесен законопроект о неприкосновенности бывших президентов РФ. Его разработали депутат Госдумы Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас, которые предлагают расширить привилегии экс-глав государства, а также усложнить процедуру лишения неприкосновенности. Разбираемся, что именно изменится.

3. Федеральный Закон от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действующая редакция).

Депутатская неприкосновенность существовала и существует в парламентах всех стран. Она необходима, прежде всего, как гарант политического плюрализма и свободы слова избранников народа, как барьер от попыток преследования депутатов за политические убеждения. Институт неприкосновенности появился в XVIII в. с возникновением необходимости гарантировать народным представителям защиту от посягательств королевской власти. С.А. КорфКорф С.А. Русское государственное право. Ч. 1. М., 1915. С. 159. под институтом неприкосновенности понимал «ограждение депутата от внешних влияний и воздействий, что объяснялось недоверием парламента к судебной и административной власти и попыткой оградить депутатов от необоснованных обвинений со стороны судебного или административного органа. Согласно этому, лишение депутата свободы и судебное преследование его могло происходить только с разрешения палаты».

Полномочия, правовое положение и гарантии деятельности депутата Государственной Думы. Понятие и признаки депутатской неприкосновенности, проблемы ее реализации на региональном и местном уровне. Причины и порядок лишения парламентария неприкосновенности.

Необходимо также упростить и порядок возбуждения уголовных дел в отношении депутатов. Уголовное дело должно возбуждаться вне зависимости от воли палаты и связи общественно опасного деяния с депутатской деятельностью. Можно согласиться с положением, что дела, возбужденные в отношении депутатов, должны быть на особом контроле Генерального прокурора РФ.

Оцените статью
Поможем защитить Ваши интересы
Добавить комментарий