Обязанность гражданина при обнаружении преступления

Содержание

Фактическое задержание и доставление лица. Фактическое задержание (захват) лица — это проводимый правоохранительными органами, в частности полицией, ком­плекс мероприятий, в результате которых человек лишается фактической возможности свободно передвигаться, а правоо­хранительные органы, наоборот, получают фактическую воз­можность принудительно доставить его в орган дознания или к следователю.

Если вас задержала полиция (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Должностные лица, обя­занные по роду своей службы сообщать об известных им гото­вящихся или совершенных преступлениях и не сообщающие о них, подлежат ответственности за злоупотребление должност­ными полномочиями, бездействие по службе или халатность.Недонесение, даже если оно обещано заранее, не является соучастием в преступлении.

Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (с изменениями и дополнениями)

Содействие преступления — это оказание помощи в его совершении, создание благоприятных условий для преступной деятельности. По своему содержанию это действия, аналогичные тем, которые выполняет пособник преступления, высказывая советы, указания, предоставляя средства, устраняя препятствия. Различие между содействием, которое является соучастием в преступлении в виде пособничества, и содействием, которое выступает как отношение, заключается в моменте осуществления такого содействия и, соответственно, его влиянии на совершение преступления:Субъектомданного преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Также, не является наказуемым несообщение в полицию о фактах, которые в силу тех или иных причин вызывают у гражданина определенные сомнения. Уголовно-наказуемым являются только несообщение о таких обстоятельствах, которые достоверно и недвусмысленно являются преступлением и гражданин четко это понимает. Обязанность доказать, что гражданин достоверно знал о преступлении, но не сделал сообщение в полицию, лежит на органах расследования.

Как часто у Вас есть необходимость обращаться к юристам/нотариусам?
По мере необходимости.
43%
Постоянно, в том числе и по работе.
26%
Консультируюсь онлайн через интернет, так проще и удобней.
31%
Проголосовало: 100

Также следует понимать разницу между несообщением и укрывательством преступлений. В первом случае уголовная ответственность наступает по ст. 205.6 УК РФ просто зха сам факт умолчания о преступлении, а во втором (ст. 316 УК РФ) – только в случае активного заранее не обещанного укрывательства особо тяжких преступлений (например, при оказании помощи убийце в транспортировке и укрытии трупа, при отсутствии признаков соучастия в самом убийстве).

Читайте также:  Наложение и снятие взысканий в системе органов внутренних дел статья

История вопроса

В Уголовном кодексе России 1996 года уголовная ответственность за несообщение о преступлении была полностью исключена и вернулась в законодательство только в 2016 году, с введением в УК РФ статьи 205.6, о которой мы еще поговорим.

Такой рапорт является основанием для начала проверочных действий и поводом для начала последующего уголовного производства. Основные принципы подачи рапорта регламентируются 143й статьей уголовно-процессуального закона, они сходны с принципами подачи любых сообщений о совершенных преступных деяниях.

Рапорт о нахождении признаков совершения преступления является документом, необходимым в уголовно-процессуальном праве для грамотного и законного расследования обстоятельств правонарушения. Данный документ составляется до начала уголовного производства и может стать основанием для его возбуждения.

Основания для составления рапорта

  • Если правоохранителю стало известно о каком-либо преступном деянии.
  • Если в полицейский или иной орган поступило телефонное или иное устное сообщение о преступном нарушении закона.
  • После реализации результатов оперативно-розыскных действий.
  • Если информация о противозаконных деяниях имеется в каких-либо публикациях.
  • Если противозаконное деяние выявлено в ходе уголовного производства по делу.

Сообщение о преступлении может быть получено даже по телефону. Сотрудник полиции будет обязан составить рапорт, даже если заявитель отказался подавать письменно заявление, хотя укрывательство преступной деятельности – уголовно-наказуемое деяние, это следует помнить.

Форма рапорта об обнаружении признаков преступления

После того как рапорт составлен, его подают руководству на проверку. Длительность проверки составляет 10 дней, в особо сложных ситуациях время проверки может быть продлено до 20 дней. Если факты подтвердились, начинается уголовное производство и досудебное расследование. В случае неподтверждения факта преступления в возбуждении дела отказывают. Есть ряд ситуаций, когда дело могут отправить в другой подведомственный орган для разбирательства, так как в компетенцию органа, на адрес которого поступил рапорт, не входят подобные служебные проверки.

Статья 141 УПК РФ. Заявление о преступлении

3. Письменные заявления и сообщения, поступающие от физических лиц (гражданин, индивидуальный предприниматель), должны содержать полные сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, место жительства, место работы, другие данные), позволяющие установить с ним контакт органу или должностному лицу, получившему заявление (сообщение).

Такой рапорт является основанием для начала проверочных действий и поводом для начала последующего уголовного производства. Основные принципы подачи рапорта регламентируются 143й статьей уголовно-процессуального закона, они сходны с принципами подачи любых сообщений о совершенных преступных деяниях.

Если сообщение о преступлении касается дел частно-публичного или частного обвинений, подавать его должен либо сам потерпевший, либо с помощью своего законного представителя. Присвоение делу категории частного обвинения означает, что поданное заявление является альтернативой обвинительному заключению или акту по делам, касающимся публичных обвинений. Подавать такого рода заявления в суд необходимо с предоставлением копий по количеству обвиняемых лиц.

Читайте также:  Корма для животных надлежащего качества возврату не подлежат согласно общероссийскому классификатору продукции ок 005 93 данные продукты относятся к классификационным группам 92 1920 корма вареные подкласса 92 1900 продукция мясной промышленности прочая и 92 9640 смеси кормовые подкласса 92 9600 продукция комбикормовой промышленности согласно ок 005 93 группа 92 0000 включает продукцию мяс

Комментарий к ст. 141 УПК РФ

Сообщение признаётся анонимным, если оно не содержит сведений о заявителе (имя, фамилия, отчество, домашний адрес и т. д.) и в котором отсутствует его подпись. Само по себе анонимное заявление не является допустимым и юридически значимым, чтобы считаться поводом к возбуждению уголовного дела. Оно служит поводом для организации проверки полученной информации средствами оперативно-розыскной деятельности.

71.3. Данные о сотрудниках органов внутренних дел (фамилия, имя, отчество, должность), проводящих проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, срок разрешения которых истек в течение дежурных суток, и не проинформировавших дежурную часть о ее результатах.

36. Талоны-корешки остаются в дежурной части и используются при сверках полноты регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, а также при рассмотрении жалоб заявителей на действия (бездействие) сотрудников органов внутренних дел.

Информация об изменениях:

77.2. Заслушивает сотрудников органов внутренних дел, допустивших нарушение порядка и сроков приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, а также их непосредственных руководителей. По результатам заслушивания вносит предложения руководителю (начальнику) территориального органа МВД России о принятии мер воздействия к сотрудникам, допустившим нарушения, а также об устранении обстоятельств, следствием которых явились нарушения. По результатам заслушивания оформляется протокол, который подписывается председателем комиссии.

В случае, если военный стал свидетелем преступления, то соответствующие органы проводят на основании его рапорта оперативные мероприятия. Они имеют цель нахождения доказательств совершения преступления. В большинстве случаев в данных операциях принимают участие не только военные лица, но и следственная группа, отдел дознания и другие обычные служащие. По факту принятия участия в оперативных мероприятиях ответственное лицо составляет рапорт от всех участников, который прилагается к материалам дела.

Расследованием преступлений, как показала практика, занимаются не только следственный отдел и орган дознания, но и военнослужащие также принимают участие и помогают собирать доказательства, участвуют в оперативных мероприятиях. Иногда при расследовании преступления может выясниться факт иного преступного деяния, в соответствии с этим составляется рапорт на имя начальника с целью предупредить командование о дополнительных деяниях, происходящих в конкретной части. Доклад в виде рапорта обязателен, что позволит высшим органам предотвратить дальнейшее правонарушение.

Рапорт по итогам оперативных мероприятий

В отдельных случаях информацию о выявлении преступного деяния предоставляют правоохранительные органы РФ. В таком случае к данной информации имеют доступ только конкретные должностные лица (военнообязанные), которые исходя из той или иной ситуации оказались очевидцами преступления. Уполномоченный военнослужащий не имеет право утаивать данную информацию от вышестоящего начальства. Он в кратчайшие сроки обязан, в соответствии с законодательством РФ, «отрапортоваться». В своем рапорте обязательно указывается само противоправное действие, где конкретно оно произошло, принимал ли сам военный в нем непосредственное участие (и если принимал, то какое). Например, у него на глазах кто-то совершил противозаконное деяние, и сейчас военный выступает свидетелем по данной ситуации.

Читайте также:  Координат x y межевого плана в широту и долготу

ПАМЯТКА Действия сотрудников правоохранительных органов при обнаружении экстремистских материалов Экстремистская деятельность (экстремизм): насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

На полицию возлагаются следующие обязанности: 1) принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;

Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (с изменениями и дополнениями)

Может ли сотрудник полиции, не выполняющий служебных обязанностей, пройти мимо совершаемого на его глазах правонарушения или человека в беспомощном состоянии? Трудовое законодательство исходит из того, что работник, не привлеченный в установленном порядке к сверхурочной работе, по окончании рабочего дня (смены) и в другие периоды отдыха свободен от выполнения трудовых обязанностей.

Оцените статью
Поможем защитить Ваши интересы
Добавить комментарий